1. Хан Соло
Текст: Иан Нейтан Мы не хотели бы поднимать бучу вокруг превосходства оригинальных фильмов над приквелами, однако отметим, что они навсегда разделены световыми годами благодаря одному человеку. С 1977 года любой ребенок в любом дворе скажет вам, что это за человек. Его присутствие отличает нашу сагу от всех остальных фантастических фильмов и книг. Когда мы играли в "Звездные войны", каждый хотел быть им, а не Люком (и не, упаси боже, Три-Пи-О). Этот человек — залог успеха первой трилогии. Грубый, саркастичный, высокомерный, лучший пилот-контрабандист в галактике, лучший друг вуки, и рука у него всегда на бластере. Джедаи нервно курят за углом — с нами рубаха-парень в безрукавке. Джордж Лукас умудрился запустить в космос Короля Карцера Стива Маккуина, Блондинчика Клинта Иствуда, Элвиса времен Вегаса, Фрэнка Синатру, Дж.Ф. Кеннеди, Ленни Брюса и чертова Индиану Джонса (хотя тогда мы этого еще не знали) в одном лице — Харрисона Форда, который некогда был плотником, а впоследствии стал величайшей звездой кинематографа. Забудьте о Силе, забудьте о сюжетообразующей трагедии Вейдера, забудьте о Звезде Смерти, и световых мечах, и Лее в бикини девушки-рабыни. Если спросить прямо: что делает "Звездные войны" самой-самой фантастической историей в мире? — ответ будет прост: Хан Соло. История появления Форда в списке актеров стара, как сама сага: Лукас нанял его, чтобы читать текст на пробах, и хотел отдать роль Нику Нолти или Уильяму Кэтту, однако молодой актер зачитывал реплики с таким лукавым сарказмом, что в итоге роль досталась ему. Все знают, что Форд считал ее идиотской и плевать хотел на сценарий. "Сомнительная религия и древнее оружие не заменят тебе хороший бластер, малыш", — говорил он с превосходством, не основанном ни на чем, кроме искреннего самодовольства. Тут Лукас и осознал, что такой герой лучше любого зеленокожего инопланетянина с петушиной бородкой, каким Соло был задуман. Когда Хан вошел в фильм — точнее, когда фильм дошел до его столика в Кантине, — сага преобразилась так, как мы и представить себе не могли. Она стала взаправду крутой. Форд презирал роль на протяжении всех съемок, однако его герой рос, как на дрожжах, на собственных подколках. Хан Соло — почти постмодернистский концепт, персонаж, который комментирует сюжет, частью которого является. Он самолично (окей, с помощью Чуи) удерживает первую трилогию от падения в бездну собственной помпезности. "Надо силой заставлять себя!" — язвил он, когда навязчивые интервьюеры допытывались, как ему удавалось не ржать над тупыми репликами. Вот так, высмеивая всех и вся, он вошел в нашу жизнь. Кроме прочего, Хан поражал своей изворотливостью. С каждым фильмом его роль становилась все больше, все умнее, в образе развязного космического ковбоя открывались неожиданные глубины, внезапно у него появилась личная жизнь. После "Империи..." многие из нас были шокированы — мы-то пребывали в уверенности, что с Леей сойдется Люк.Партнерство Форда и Кэрри Фишер чем-то напоминало отношения Хэмфри Богарта и Лорен Бэколл, фильм о космических рыцарях и сверкающих дроидах превращался в мелодраму. Это был второй подарок Соло — сквозь холодность мы ощутили биение его сердца. Финал "Империи..." бесподобен. Как получилось, что ответ на признание Леи в любви, такой бесхитростный, как "я знаю", вызывает бурю эмоций при полном отсутствии актерской игры в ее традиционном понимании? После того, как Хана Соло залили карбонитом и отослали вместе с Бобой Феттом ко двору Джаббы, маленькие мальчики выходили из кино с новым ощущением — боли. Игровые площадки опустели, злые языки говорили, что он никогда не вернется. Само собой, Форд вернулся, но известно, что на Лукаса давили, требуя убить героя (вот-вот должен был выйти"Индиана...", откуда до статуса суперзвезды было рукой подать). Режиссер решительно отмахивался: "Не хотел, чтобы меня пришибли плюшевые мишки", — заявлял Форд, превращаясь в Соло. Симбиоз актера и героя был налицо: сухость и раздражительность Соло прилетели к нему прямиком с планеты Харрисон. "Роль была трехмерная, — отвечал он критикам, — третьим измерением был я". Любого другого актера, даже безумного долговязого Кристофера Уокена (он почти стал Соло, но...), в этой роли представить уже невозможно. Не забудем и о простых деталях, порожденных донельзя творческим воображением Лукаса. Соло — владелец "Тысячелетнего сокола", корабля, способного добраться до Дуги Кесселя за 12 парсек, что бы это ни значило. Соло говорит на языке вуки, или по меньшей мере с него переводит. Пока другие щеголяют в костюмах дзюдоистов или шерстяных капюшонах, Соло занят делом и не упускает ни одной выгодной сделки. Даже приквелы его не затронули: сцена, в которой юный Хан оттягивается на родине Чубакки, была исключена на стадии проработки концепта. Соло стоит особняком, он весел и беспечен, в отличие от разглагольствующих о высоких материях джедаев: "Малыш, я мотался по всей галактике и видел много странного. Но я никогда не видел ничего, что могло бы заставить меня поверить во всемогущую Силу, у которой все под контролем. К моей судьбе мистическое энергетическое поле отношения не имеет". Вы можете благоговеть перед Вейдером, или Йодой, или Оби-Ваном, но быть вы хотите Ханом Соло.
Источник: http://www.film.ru |